Залог успешности проекта - уникальная идея. Если раньше на заре становления соцсетей в Рунете хороший доход мог принести любой мало-мальски оригинальный проект, причем при минимальных затратах, то сегодня придется целиком и полностью создавать продукт самостоятельно, что потребует больших усилий и значительных трат.
Ниша постепенно заполняется, и далеко не у всех проектов большое будущее. По мнению социологов, на провал обречены примерно половина СС, еще 15-20% останутся площадкой для узкого круга. В связи с эти возникает вопрос – а есть ли еще место «под солнцем» в Рунете? По мнению управляющего партнера консалтингового агентства "Социальные сети" Дениса Терехова, в России полноценных социальных сетейединицы: LiveJournal.ru, LiveInternet.ru, Odnoklassniki.ru, Vkontakte.ru, поэтому Рунет вместит еще не одну сотню проектов.
Серьезный подход к созданию СС предполагает четыре шага. Первый - маркетинговое исследование рынка. Сначала необходимо выяснить, какие сети уже существуют, какие сервисы востребованы у потребителей, чего не хватает в существующих сетях. Шаг второй – написание концепции. Третий - закупка необходимого оборудования. Параллельно можно работать над четвертой задачей – сайтом. Для этого нужно найти программистов и веб-дизайнеров и в конце протестировать получившийся продукт.
После запуска проекта портал, разумеется, придется поддерживать. С увеличением числа пользователей, будут расти и: понадобятся новые мощности, возрастет потребность в поддержке и администрировании. На определенном этапе, когда число пользователей будет стремиться к сотням тысяч, возникнет целый штат программистов, разработчиков, администраторов, дизайнеров, сотрудников службы поддержки, образуется отдел маркетинга и продаж, кадровая служба, а также бухгалтерия и юридический департамент. Годовые затраты растущей массовой соцсети вполне могут исчисляться миллионами долларов. Но, разумеется, до таких масштабов сеть дорастает не за год. Когда появится необходимость в аренде помещения под офис, проект уже будет приносить доход.
Срок выхода на самоокупаемость зависит от множества факторов. По словам экспертов, финансовые успехи можно будет оценить не раньше чем через год, а может, и через два. Мгновенно окупаемых проектов не бывает.
Начальный капитал Начальные вложения для стартапа потребуются существенные. По подсчетам специалистов, минимальный объем первоначальных инвестиций в создание сети составит примерно $150 тыс. без учета затрат на раскрутку,
Необходимо сразу вложить существенные суммы в серверы, чтобы обеспечить качественное обслуживание и без сбоев пользователей. Это важно на начальном этапе, ведь плохой сервис способен отпугнуть даже от самого интересного проекта.
Если проект будет содержать блог-платформу, то себестоимость возрастет до $300 тыс., потому что движок такой системы намного сложнее и существенно дороже. Какие серверы и в каком количестве потребуются для портала, зависит от его масштабности и целей.
Чем крупнее сеть, тем больше у нее шансов на успех. Но концепция приэтом должна быть достаточно четкой. Например, американский Classmates призван объединить тех, кто некогда вместе учился. Да, рано или поздно каждый пользователь найдет всех, кого искал. Но к этому времени он вступит в несколько сообществ, никак не связанных с его прошлым, найдет новых друзей - и вряд ли покинет портал.
Следует заметить, что огромные средства, вложенные в ресурс, вовсе не гарантируют его успешности. Компания Russian Media, например, заявила о своей готовности вложить в создание сети Top4top.ru, открывшейся в январе 2008 года, около $15 млн в течение следующих двух лет. Однако пока о популярности портала среди пользователей говорить не приходится. "Данный ресурс не предлагает своим посетителям ровным счетом ничего оригинального, - объясняет один из экспертов. - Сколько бы ни вложили инвесторы в раскрутку, сервисы не станут совершеннее и интереснее.
Доходность После завершения этапа разработки концепции и создания самого сайта наступает время для его продвижения. Эксперты считают, что на рекламу можно тратить столько денег, сколько не жалко, обычно без $100-150 тыс. не обойтись. Обычно владельцы соцсетей используют различные виды рекламы: листовки, наклейки в общественном транспорте, билборды, ролики по ТВ, реклама по бартеру в печатных изданиях. Но мнения экспертов на этот счет неоднозначны.
По опыту внеинтернетовские каналы продвижения неэффективны. А технология раскрутки портала следующая: если проект попал в точку, и количество пользователей в ней растет как снежный ком, это значит сеть становится вирусной. Затем масса зарегистрированных становится критической, и на проект начинают обращать внимание крупные инвесторы. В этом случае у создателей есть два пути: продать контрольный пакет и зафиксировать прибыль или допустить инвестора, но оставить за собой контроль над компанией.
Крупные фирмы покупают социальные сети не столько для размещения там своей рекламы, сколько с целью забивания места в Рунете. Через несколько лет приобретенные сегодня по сходной цене проекты могут превратиться в отдельный прибыльный бизнес.
Но заработать здесь можно не только на перепродаже сети крупному инвестору. Социальные сети получают доход от рекламодателей и различных платных сервисов. Причем можно получать доход не только от размещения баннеров, но и, например, за существование сообщества компании внутри сети, причем с учетом количества пользователей и их активности.
Заранее рассчитать доходность проекта очень сложно. Американская писательница Эстер Дайсон очень точно сравнила интернет-бизнес с "ездой в тумане в условиях ограниченной видимости": любой долгосрочный прогноз здесь не что иное, как гадание на кофейной гуще.
Однако масштабы представить можно. По данным компании eMarketer, общие расходы на рекламу в социальных сетях США в 2007 году достигли отметки $900 млн, а уже к 2011му, этот показатель возрастет до $2,5 млрд. В России, конечно о таких объемах говорить рано, но спрогнозировать в общих черта темпы роста и развития, а также доходы можно.
|