Финансовый кризис воскресил позабытые страхи и старые вопросы, о которых мы, обыватели, и думать забыли: а куда, собственно, мы можем вложить деньги? Как спасти, как сберечь, если, конечно, есть что спасать? Прямо сейчас — когда непонятно что, непонятно как и непонятно куда… направляется вся эта экономика! Рассмотрим по порядку наши возможности.
Валюта: здравствуй, деревянный?
Переводить рубли в доллары или не переводить — вечный вопрос русских гамлетов. И совершенно гадательный. Если иметь в виду несколько ближайших месяцев — возможно, покупка долларов оправдана. О планах Центрального Банка нам уже известно: девальвации — быть! Но, похоже, власть осуществит сценарий мягкой девальвации, а значит, не будет никакого катастрофического обрушения рубля, будет его плавная коррекция за счет того, что доллару постепенно скормят наш золотовалютный жирок. Некоторые экономисты считают, что лучше было бы провести резкую девальвацию: и подушка безопасности сохранится, и экономике польза. Однако маловероятно, что власть устроит римейк 98-го — социальные потрясения ей ни к чему. О более отдаленном будущем никто не загадывает. Ясно только, что грядет большой передел глобального финансового пирога. США и Европа воюют друг против друга курсами своих валют, а о девальвации национальной валюты думают не только «наши», но и американцы: они заинтересованы в слабом долларе, чтобы справиться со своим заоблачным долгом. Не придется ли нам судорожно гонять наличность из доллара в евро и обратно в рубль? Об этом не скажет даже самый проницательный эксперт.
Банковские депозиты: припарка для инфляции
Кто-нибудь знает точно, какой будет инфляция по итогам уже этого года? 13,5 % — это официально. Значит, реальная инфляция составит, по крайней мере, 20 – 25 %. А каков процент по депозиту? Целых 12 % (в ВТБ-24, например). Вот и считайте. Совсем недавно государство сделало подарок своим гражданам — гарантировало полную сохранность банковских вкладов в размере 700 000 рублей. Это сколько, если в квадратных метрах? Задачка для первоклассника, считающего до 10: государство гарантирует нам сохранность 3-4-х квадратных метров жилья!
Фондовый рынок: упал и не отжался
Здесь непонятно даже, жив пациент или мертв. Финансовые власти вливают в биржи огромные средства, но, похоже, тому, кто в реанимации, глюкоза ни к чему. Классическая рекомендация «покупать на дне» не работает, поскольку неизвестно, достиг ли фондовый рынок «дна» или он продолжит его «копать». Что будет с акциями-облигациями в средне- и долгосрочной перспективе? Ответ в тумане — восстановление позиций может занять от 2-х до 5 лет, и это в лучшем случае. «Отскоки» не должны вводить в заблуждение, мы просто идем вслед за мировыми игроками, реагируя на их истеричные колебания. К тому же рынок — площадка, плохо освоенная среднестатистическим российским инвестором — непонятная, требующая профессиональной подготовки и очень специфического «куража».
Недвижимость: вечная ценность?
В последние годы каждый, кто мог себе это позволить, имел надежный, выгодный и не имеющий себе равных объект для инвестиций — недвижимость. На волне кризиса послышались голоса о пузыре на рынке жилья — о нереальных, сошедших с ума ценах, которые непременно обрушатся. Однако мнения в этом вопросе расходятся. Да, есть крайне революционная точка зрения о грядущем падении цен до 25-30 %. Но осторожные в оценках аналитики (их больше) прогнозируют небольшое — до 10 % — проседание рынка. Они уверены, что ниже он не скорректируется и, скорее всего, нам придется привыкать не к падающему, а к стагнирующему рынку (реальность ближайшего года). В сущности, не наблюдается ничего особенного, — говорят они, — такое мы уже имели в 2004 году. То, что происходит, было ожидаемо безо всякого кризиса: любой рост имеет предел, и рано или поздно наступает стабилизация, которую, в свою очередь, сменяет подъем. Да, отдельным застройщикам придется несладко, но системного кризиса не предвидится. Государство прекрасно понимает, что от дешевых займов, как строителям, так и потребителям, зависит рост экономики в целом, поэтому принимает очень серьезные меры. Эти усилия уже приводят к обнадеживающим результатам. И как только будет восстановлена ликвидность банковской системы, кредитные ставки придут в нормальное состояние. А за ними потянутся спрос и цены.
Какие из этого следуют выводы?
Если инвестор намерен обернуть свои деньги быстро и спекулятивно, входить в рынок прямо сейчас действительно не имеет смысла. Но совершенно незачем и выходить из него — если только речь не идет о мэтре биржевой игры, умеющем извлекать прибыль из всего, что колеблется и падает. Если же инвестор думает о средне- и долгосрочном сбережении денег, то для него ситуация практически не изменилась. На всякий случай, мы рекомендуем немного подождать и осмотреться. А после того, как ситуация станет более внятной — уверенно покупать. Покупать на падающем или стагнирующем рынке впрок — правильная стратегия. Кризис кризисом, а недвижимость по-прежнему остается самым надежным инструментом сбережения и преумножения средств. Из кризиса она выйдет с новым потенциалом роста. И всегда будет в цене — несмотря ни на что.
|