На сегодняшний день многие предприятия испытывают кадровый дефицит. Очень сложно найти специалистов, из-за чего дальновидные компании берегут своих специалистов, используя всевозможные системы мотивации и стимулирования персонала, выращивают собственные кадры, когда те еще обучаются в ВУЗах. Компании с высокой текучкой кадров. Как назвать управленческую стратегию компании-кукушки? Глупая, не дальновидная или же сверх эффективная? Давайте рассмотрим стратегию одной из таких компаний на примере компании, занимающейся оказанием образовательных услуг, обучением персонала и проведением тренингов.
С начала образования компании «Икс», на одном только месте менеджера по продажам тренинговых услуг за последние 3 года побывало более 10 человек, в основном это молодые специалисты, которые закончили обучение, или же студенты, которые учатся на заочных отделениях. Как правило, в компанию, оказывающую образовательные услуги и проводящую открытые и корпоративные тренинги приходят студенты, обучающиеся на психологических факультетах и мечтающие в дальнейшем стать тренерами. Им в компаниях-кукушках могут предлагать ассистировать тренинги, продавать тренинги и сопровождать иные образовательные проекты. Вследствие чего, у студентов и молодых специалистов появляется неоценимый опыт. А у компании недорогая рабочая сила. По моим личным наблюдениям, из 10 случаев, в 9 из них, такой специалист устраивается в крупную компанию с именем в качестве тренера или специалиста по обучению и развитию. «Умные» компании-кукушки, расстаются со своими «кукушатами» в доброжелательных отношениях, друзьями. Родив, таким образом, специалиста, компания-кукушка забрасывает его в «гнездо» более «крупной птицы». Таким образом, компания-кукушка создает широкую социальную сеть своих агентов по всему городу или стране, среди потенциальных заказчиков своих услуг. Ниже приведены плюсы стратегии компании-кукушки, как для самих компаний, так и для ее агентов.
Плюсы стратегии кукушки для студентов и молодых специалистов:
ü возможность эффективной и оплачиваемой практики
ü возможность бесплатного прохождения тренингов по любой тематике
ü повышение своей стоимости на рынке и устройство через 2-4 года в Компанию мечты тренером или специалистом по обучению и развитию. Преимущества стратегии кукушки для компании-кукушки:
ü Приобретение широкой сети своих агентов в «гнездах» других компаний
ü PR компании-кукушки изнутри принимающих компаний, куда прибыли специалисты с опытом и навыками работы
ü Экономия на оплате специалистов высокого класса
ü Постоянно обновляемая система, в которой отсутствуют «застарелые» конфликты между сотрудниками и вместе с новыми людьми приходят новые идеи
ü Осведомленность о состоянии на рынке потенциала молодых специалистов, так как через компанию проходит масса студентов
ü Осведомленность о состоянии потенциальных заказчиков, т.к. уходящие специалисты, как правило, уходят в компании, в которых требуется тренинг.
Риски, у компании-кукушки есть и немалые. Во-первых, возникает риск отсутствия эффективной передачи информации последующему сотруднику-агенту, вследствие чего может произойти снижение эффективности работы с клиентами. Во-вторых, если стратегия кукушки, страдает отсутствием планирования кадровой смены, то возникает риск кадрового дефицита, когда одни или несколько сотрудников ушли из компании, а новые не пришли. Этот факт также отражается негативно на стабильности работы компании и характерен резким повышением нагрузки на сотрудников, оставшихся работать. И, в-третьих, есть риск негативного расставания со своим сотрудником, который станет анти- PR агентом для компании-кукушки в последующем.
Для предотвращения этих и других рисков, стратегия компании-кукушки должна быть продуманной и иметь запланированную систему обновления кадров. Например, внедрив систему работы со студентами-волонтерами, из которых в последующем самые талантливые будут рекрутироваться в компанию-кукушку. А также, изначально готовить своих агентов к последующему карьерному росту либо в самой компании-кукушке, либо в «гнездах» других компаний. Оказывать своим будущим агентам информационную и психологическую поддержку, а также расставаться хорошими друзьями. Более того, положительно скажется организация неформальных встреч с бывшими сотрудниками компании-кукушки, а возможно, организация совместных мероприятий с привлечением потенциальных компаний-заказчиков, где работают агенты компании-кукушки. В такой стратегии компания-кукушка будет застрахована от рисков с одной стороны, и с другой стороны будет иметь возможность осуществлять позитивное PR «опыление» с созданием своеобразной социальной сети для продвижения своих услуг на рынке обучения и образования. При этом выигрывают все: молодые специалисты и студенты, приобретающие опыт за материальное вознаграждение, компании-заказчики, получившие готового специалиста, у которого есть информационная поддержка со стороны, и компании-кукушки, экономящие на оплате труда и параллельно продвигающие свои услуги на рынке потенциальных заказчиков.
В заключение, хочется отметить, что «стратегия кукушки» подходит далеко не всем компаниям, а лишь тем, которые оказывают услуги, и сотрудники которой потенциально могут уходить в компании, заказывающие данные услуги. К списку таких компаний могут относиться кроме тренинговых компаний, PR агентства, консалтинговые компании, компании, разрабатывающие программное обеспечение, проектирующие компании и только в том случае, если сотрудники, как правило, уходят не в компанию конкурента, а в компанию потенциального заказчика. В данной статье, отражено описание нестандартной стратегии поведения на рынке, имеющей как свои плюсы, так и минусы. Автор, призывает читателей не относиться к информации в статье как к руководству к действиям, а взвесить все риски и преимущества, получаемые вследствие внедрения «стратегии кукушки» в компанию прежде, чем предпринимать какие-либо шаги. Любая стратегия, включая «стратегию кукушки» должна быть продумана и запланирована.
|