Руководитель – это человек, поэтому последствия финансового кризиса лежат и в эмоциональной сфере. Часто предприятия закрываются, приостанавливают проекты, все ожидают чего-то, а связано это не с антикризисным управлением, а страхом все потерять. Кроме того, для руководителя кризис – это дополнительный стресс. И чем дольше он будет иметь место быть, тем больше нервов потратят руководители фирм.
Экономические последствия, правда, также довольно не оптимистичны – сворачиваются все неоконченные проекты, программы не первой очередности. Прекращается денежный оборот. В работе с клиентами не строятся долгосрочные планы – в условиях мирового кризиса они бесполезны и опасны. Для клиентов совершенно неактуальны среднесрочные и долгосрочные проекты. Деловая активность снижается в 2-3 раза. В целом ситуацию можно обрисовать так – все затихают, прекращают вкладываться в будущее и пытаются спасти настоящее.
Из всего вышесказанного возникает ряд вопросов: Что будет дальше и А не затихнуть ли тоже на время?
Многие предприниматели предпочитают использовать следующие способы:
1. Пересматривают издержки и урезают все, что можно урезать, и даже немного того, чего нельзя. Сосредотачиваются на проектах, близких к завершению.
2. Останавливают выплаты зарплат сотрудникам. Некоторые договариваются о выплате части зарплат. С поставщиками – та же ситуация.
3. Общаются с сотрудниками – в ход идут и мотивирующие беседы, и мозговые штурмы. В кризисе, в том числе и проверяется команда
Насколько все это эффективно, можно будет сказать тогда, когда кризис останется позади. В данный момент можно только предполагать и учитывать, выбирая, какие способы подходит лично вам или наиболее удобны для вашего вида деятельности.
Перейдем к возможностям.
Во-первых, кризис – это снижение активности ваших конкурентов. Завоевать долю рынка тогда, когда все притихли – проще, чем в период буйного роста. А выигранная позиция окажется за вами. И еще – даже если вы не завоюете рынок, помните, что не все ваши конкуренты переживут кризис.
Во-вторых, кризис – время построений долгосрочных отношений с клиентами. Совместные беды, как известно, сближают. Память о том, что именно вы протянули руку помощи и не бросили своих партнеров и клиентов в сложной ситуации, останется у них надолго.
В-третьих, кризис – это возможность нанять отличного специалиста за меньшие деньги. За последний месяц на сайтах, посвященных набору персонала, резко возросло количество резюме и так же резко упало количество вакансий. Рост зарплат сотрудников остановлен, и сейчас, как никогда, активизировался рынок рабочей силы. Не упускайте момент!
И, наконец, в-четвертых, кризис – это естественный отбор. Это возможность «сбросить жир», проверить свою команду, да и себя на выживаемость. Те, с кем вы переживете кризис, будут вашими лучшими сотрудниками и их подвиг, несомненно, войдет в историю компании. Бодрое состояние тоже обеспечено.
Помните, что любой кризис – это не только потери, но и приобретения.
|