Основа основ в бизнесе (после бизнес-идеи, конечно же!) - бизнес-план. И нужен он, в первую очередь, “для себя”, и только потом - для инвестора. Ведь план помогает взглянуть на возникшую идею “реальным” взглядом. Именно планирование переносит вас из настоящего в будущее и помогает представить себя в новых обстоятельствах.
Поэтому, начиная бизнес, первым делом нужно его (бизнес) спланировать, а план детально проработать.
Как правильно это сделать? Что необходимо спланировать?
Самому мне было бы легче понять суть вопроса, начав с рассмотрения структуры бизнес-плана: что у него внутри, какое содержание?
Итак, всё чётко, кратко, по пунктам:
1. Бизнес
Общие данные. Название компании. Адрес и контакты (телефон, электронная почта, веб-сайт). Информация о собственниках. Краткое описание бизнеса компании (настолько краткое, чтобы оно могло уместиться на визитной карточке). Миссия, цели и задачи компании.
2. Продуция
Описание продукции (продуктов или услуг), её подробные характеристики и свойства. Варианты диверсификации. Ценовая политика. Другая необходимая информация (патенты, лицензии и др.).
3. Рынок (!)
Маркетинговый анализ. Тенденции. Емкость рынка: взгляд назад и на перспективу. Конкуренция (конкуренты, их достоинства и недостатки). Соответствие продукции запросам рынка. Показатели эффективности проекта.
4. Продвижение (!)
Определение рыночной ниши. Каналы продаж. Партнеры, поставщики, подрядчики. Покупатели. Маркетинговый план (реклама, ценообразование, работа с клиентами и др.).
5. Производство *
Технология производства. Описание основных технологических процессов. Схема и методы работы. Организация.
6. Команда
Резюме и описание опыта ключевых сотрудников. Организационная схема. Структура управления.
7. Финансы
Финансовая модель. Прогноз движения денежных средств (затраты, размер выручки, налоги, прибыль). План расходов (в том числе на персонал - по отделам). План роста капитализации. Календарный план (график) развития. Предполагаемые размеры денежных вложений. Окупаемость. Оценка эффективности проекта в целом.
8. Риски
Описание возможных рисков и их характеристика. Анализ рисков. Стратегия по минимизации рисков.
+ приложение
Данные маркетинговых исследований. Спецификации и подробные описания продуктов. Развернутые характеристики конкурентов и их продуктов. Копии рекламных материалов, прайс-листов, каталогов. Письма от покупателей и заказчиков. Контракты. Резюме руководителей проекта и подразделений предприятия. Заключения экспертов. Прочие документы.
(!) - важно;
* - относится как, непосредственно, к производству, так и к другим видам бизнес-деятельности.