Считается, что первый Интернет-магазин по продаже книг в Рунете появился в 1996 году. В настоящее время Интернет-магазины по продаже книг в рунете одни из самых многочисленных.
В Рунете продажу книг и печатной продукции предлагают десятки тысяч сайтов и Интернет-магазинов. С каждым годом их количество увеличивается, а конкуренция становится все жестче.
Каждый владелец вновь созданного Интернет-магазина по продаже книг надеется, что ему повезет и именно его Интернет-магазин станет самым популярным.
Действительность такова, что подавляющая часть Интернет-магазинов по продаже книг убыточна.
Учитывая возрастающий спрос на разработку Интернет-магазинов и на ведение бизнеса с помощью Интернета, веб-студия "Антула" хочет предостеречь начинающих заказчиков от неверного выбора идеологии (концепции) создания Интернет-магазина по продаже книг и печатной продукции и помочь избавиться от иллюзий.
Прежде чем заказывать разработку Интернет-магазина по продаже книг и печатной продукции, стоит задуматься над психологией приобретения книги покупателем, и понять основные различия между приобретением книги в обычном магазине, и в Интернет-магазине.
В обычном магазине покупатель может подержать книгу в руках, осмотреть ее со всех сторон, оценить качество бумаги на ощупь, оценить удобочитаемость шрифта, прочесть аннотацию книги и содержание книги, выборочные места на страницах, просмотреть иллюстрации и т.д. Покупатель может сравнить книгу с аналогичными по тематике книгами, если такие имеются.
За несколько минут знакомства с книгой покупатель, в обычном магазине, может получить много информации как визуальной, так и тактильной, т.е. от непосредственного контакта с книгой.
Многие покупатели, взяв книгу и бегло просмотрев ее, продолжают осматривать другие книги. В затем еще раз берут книгу в руки и покупают ее.
Ни в одном Интернет-магазине покупатель никогда не сможет взять в руки книгу. В этом одно из принципиальных различий между обычным книжным магазином и Интернет-магазином по продаже книг.
Информативность Интернет-магазинов по продаже книг значительно уступает обычному книжному магазину. Объем и качество информации, которые покупатель книги может получить за определенный промежуток времени в Интернет-магазине, значительно уступает объему и качеству информации, которые он может получить за тот же промежуток времени в обычном книжном магазине.
Меньшая информативность Интернет-магазинов по продаже книг и печатной продукции - одна из основных причин, по которой соотношение среднего числа покупателей, пришедших в обычный книжный магазин, к числу совершивших покупку книги, намного больше, чем соотношение среднего числа покупателей, пришедших в Интернет-магазин по продаже книг, к числу совершивших покупку книги.
Пример
Из 100 посетителей обычного книжного магазина не менее 90% приобретают хотя бы одну книгу. Для Интернет-магазина по продаже книг и печатной продукции удачей можно считать, если из 100 посетителей 7% посетителей что-либо купят.
Важно
При разработке Интернет-магазина по продаже книг надо учесть все накладные расходы. Если владелец Интернет-магазина не сможет точно просчитать все накладные расходы, и минимальную сумму торговой наценки, то Интернет-магазин окажется убыточным.
Помимо точного расчета минимальной торговой наценки Интернет-магазина важно предугадать, будут ли покупать товары с такой торговой наценкой.
Пример 2
Закупочная стоимость книги "А" равна 200 руб. Минимальная торговая наценка Интернет-магазина, т.е. разница между ценой продажи и закупочной ценой, при которой он сможет работать без убытков, составляет 200 руб.
В обычном книжном магазине книгу "А" можно купить за 260 руб. А Интернет-магазин предлагает ее, пусть и с учетом доставки, за 400 руб. Согласится ли покупатель переплачивать лишние 140 руб.?
Основной причиной, по которой Интернет-магазин по продаже книг убыточный, - чрезмерно высокие накладные расходы.
В результате, из-за высоких издержек (содержание склада, охраны и т.п.) минимальная торговая наценка Интернет-магазина становится настолько большой, что конечный покупатель отказывается от покупки книги в данном Интернет-магазине.
Специфика работы многих Интернет-магазинов учитывает то, что, зачастую, товары оказывается выгоднее продавать не со склада, а под заказ. Но относится это не ко всем товарам. Одни товары в Интернет-магазине выгоднее продавать под заказ, а другие со склада.
В работе Интернет-магазина по продаже книг и печатной продукции важна оперативность. Лучше предлагать меньше книг, но иметь их в наличии, чем "торговать воздухом", т.е. предлагать широкий ассортимент книг, но не иметь их в наличии.
Пример 3
Интернет-магазин "А" предлагает 1000 наименований книг, из которых постоянно не менее 850 в наличии. Доставка книг Интернет-магазином "А" осуществляется оперативно, в день заказа, в течение нескольких часов. Интернет-магазин "Б" предлагает 2000 наименований книг, из которых в наличии постоянно не более 200. Доставку книг Интернет-магазин "Б", по сути, предлагает под заказ, на следующий после заказа день, или через день.
Эффективность работы Интернет-магазина "А" выше.
Общее правило
Чем дешевле стоимость одного наименования товара, предлагаемого через Интернет-магазин, тем выгоднее, оказывается, иметь его в наличии и продавать со склада, а не под заказ.
Интернет-магазин по продаже книг и печатной продукции может не только выйти на самоокупаемость, но и приносить большую прибыль его владельцу, если соблюдены определенные условия.
Основные условия, при соблюдении которых Интернет-магазин по продаже книг будет прибыльным
Все рекомендации относятся к Интернет-магазинам по продаже книг, создаваемым "с нуля".
Перед разработкой Интернет-магазина по продаже книг следует обратить особое внимание на идеологию (концепцию) его работы. От выбранной идеологии (концепции) зависит успех работы любого сайта.
Следует просчитать минимальную сумму торговой наценки Интернет-магазина, при которой он выйдет на самоокупаемость.
При планировании работы Интернет-магазина по продаже книг следует учесть минимальную сумму от одной сделки и минимальную прибыль от одной сделки.
Через Интернет-магазин по продаже книг и печатной продукции целесообразно продавать товары с ожидаемой средней прибылью от одной сделки:
В первый год - не менее $5.
Во второй год - не менее $2,5.
Считая среднюю величину торговой наценки для недорогих товаров 20-30%, стоимость самого товара, продаваемого через Интернет-магазин, должна составлять:
В первый год - не менее $15-20.
Во второй год - не менее $7-10.
Примечание
Указанные числовые показатели верны для Интернет-магазинов Москвы, осуществляющих доставку книг по Москве. Для Интернет-магазинов по продаже книг в небольших населенных пунктах все числовые показатели надо увеличить в 1,5-2 раза.
Почти все Интернет-магазины по продаже книг и печатной продукции, как в Москве, так и в других городах, в первый год своей работы смогут выйти на самоокупаемость, если в основу их идеологии будет заложена не розничная, а мелкооптовая и оптовая продажа книг и печатной продукции.
Важно
Поисковые системы не умеют индексировать базы данных, защищенные паролем. Если в основе идеологии Интернет-магазина по продаже книг заложена база данных, с входом по паролю, то на высокий рейтинг в результатах поисковых запросов надеяться не стоит. Посетителей, нашедших такой Интернет-магазин через Интернет, будет немного.
В этом случае в бюджете Интернет-магазина следует заранее запланировать дополнительные (и немалые) затраты на рекламу.
На заметку
Число посетителей Интернет-магазина можно спрогнозировать еще на этапе замысла его создания, если имеется весь контент Интернет-магазина, и выбрана его идеология работы. Эту работу может выполнить веб-студия "Антула".
Зная предполагаемое число посетителей Интернет-магазина, можно спрогнозировать среднее число сделок в день, месяц, год. Другими словами, можно спрогнозировать эффективность работы Интернет-магазина по продаже книг и печатной продукции.
Рекомендации по подбору контента Интернет-магазина по продаже книг и печатной продукции
Подготовьте качественные фотографии в натуральную величину каждой книги с главной, оборотной стороны и нескольких иллюстраций, если такие имеются.
Укажите габариты и вес каждой книги.
Укажите число страниц книги.
Укажите, издается книга в первый раз или это повторное издание.
Приведите максимально подробное описание каждой книги.
В описании книги должны быть использованы те же выходные данные, какие приведены в самой книге.
Укажите плотность бумаги каждой книги.
Разместите полное оглавление каждой книги.
Разместите отдельные главы книги, если это не противоречит договору с автором или издателем.
Дайте краткий комментарий или оценку книги.
Укажите, если на основе книги был снят фильм, поставлен спектакль и т.д.
Укажите, если книга была отмечена какой-либо наградой, призом и т.д.
Приведите ссылки на книги аналогичной тематики.
Дайте краткую справку об авторе книги.
Приведите любую иную информацию, которая поможет потенциальному покупателю лучше ознакомиться с книгой и принять решение о ее покупке.
Если книги нет в данный момент, но она может быть поставлена под заказ, укажите сроки и условия поставки книги под заказ.
Если книги нет не только у вас, но и у других продавцов книг, но она может быть напечатана по просьбе покупателя, то укажите минимальную партию, сроки и иные условия выполнения заказа.
Укажите условия и стоимость доставки книги покупателю
Укажите, может ли покупатель приобрести книгу на условиях самовывоза. Если может, то место, время работы магазина и иные условия.
Укажите правила обмена и возврата книги. Ссылку на эти правила и условия желательно разместить на каждой веб-странице Интернет-магазина.
Укажите упаковку книги, если таковая имеется.
Ни на одной из веб-страниц, содержащих подробное описание книги, не должно быть отвлекающих внимание рекламных баннеров и иной рекламы. Покупатель должен изучать описание книги, а не отвлекаться на рекламу.
Следует постараться предоставить покупателю Интернет-магазина по продаже книг объем информации о предлагаемых товарах, сопоставимый с объемом информации, который может получить покупатель о товарах в обычных книжных магазинах.
При подборе контента следует обратить внимание, что Интернет-магазин по продаже книг и печатной продукцией может предлагать смежную продукцию, например, канцтовары, бизнес-сувениры, подарки и иные сопутствующие товары.
Многие Интернет-магазины по продаже книг получают большую часть прибыли от продажи не самих книг и печатной продукции, а сопутствующих товаров.
В Интернет-магазине по продаже иностранных книг целесообразно предлагать услуги переводчиков.
Самое важное, о чем следует помнить
Существует определенная взаимосвязь между суммой денег, вложенных в разработку Интернет-магазина по продаже книг и печатной продукцией, и потенциально возможной прибылью.
Практически все малобюджетные Интернет-магазины по продаже книг и печатной продукции убыточны. Конкуренция между такими Интернет-магазинами настолько велика, что у малобюджетного книжного Интернет-магазина практически нет шансов выйти на самоокупаемость.
Желающим заказать разработку Интернет-магазина по продаже книг и печатной продукции следует реально оценить свои финансовые возможности и сопоставить их со своими амбициями. Иметь лучший Интернет-магазин по продаже книг хочет любой продавец книг, но далеко не у каждого для этого имеются достаточные финансовых возможности.
Рыночная стоимость лидирующих российских Интернет-магазинов по продаже книг составляет миллионы долларов.